grinnie: (winter)
[personal profile] grinnie
Посмотрел несколько фрагментов телевизионных дискуссий на актуальные темы. Заметил такую тенденцию. Приглашенный или приглашенные спорят, аргументируют свою позицию. Иногда удачно, иногда не очень. Однако, в некий момент камера переключается на приглашенного "профессионала", который озвучивает правильный ответ (прямо, как в ЧГК - "Внимание! Правильный ответ"). Этот "правильный ответ", как правило не нуждается в аргументации. Ну, для совсем непонятливых туманного намека на нечто сверхсекретное, известное "профессионалу", что он, разумеется никак не может разгласить, вполне достаточно, чтобы расставить все точки над ё. Приглашенным "профессионалом" может быть и бывший глава начгенштаба, практически проигравший войну, и начальник полиции в отставке, не сумевший найти достойный ответ на очередную интифаду и последний начальник службы общей безопасности той эпохи, когда его имя было засекречено. Да, тот самый, который пропустил сами-знаете-что. Однако, вынеся свой вердикт (который бывает весьма странен, но мы же знаем, что "то что видно оттуда, не видно отсюда") приглашенный может спокойно удалиться. Остальную работу сделают журналисты. На любую реплику несогласного спорщика или даже уточняющий вопрос, телеведущие отреагируют стандартным образом: "Как, твой начальник полиции, у которого за спиной 22 года и 3 месяца работы в полиции говорит тебе что это - так, а ты еще в этом сомневаешься. Какое ты имеешь право подвергать слова профессионала сомнению"?
Долго пытался сформулировать простой и убедительный ответ на подобный "довод". Получалось либо слишком уж поверхностно (к примеру, "Согласно этой логике, у выигравшего главный приз в лотерею следует брать уроки везучести, ведь ему повезло, это - факт") либо серьезно, но сухо ("Налицо - попытка обернуть причинно-следственную связь вспять").
Однако, недавно, перечитывая любимый роман наткнулся на сюжет, который полностью иллюстрирует то, что я хотел сказать. Под катом биография некого Висли Моуча, который сделал головокружительную карьеру и стал одним из самых влиятельных политиков государства.
Висли Мауч происходил из семьи, не знавшей ни лишений, ни богатства, ни почета, но придерживавшейся собственных традиций; то, что ее члены обучались в колледже, предопределяло пренебрежение к предпринимателям. Дипломы, полученные членами семьи, вывешивались на стенах как упрек всему миру — ведь духовная ценность их обладателей, заверенная подписями и печатями, не смогла автоматически породить материальный эквивалент. Среди многочисленной родни имелся богатый дядюшка. Он женился в свое время на богатой и, став в старости вдовцом, сделал своим любимцем Висли, который среди множества племянников и племянниц был самым невзрачным и поэтому, как думал дядя Джулиус, самым надежным. Дядя Джулиус не любил ярких личностей. Он никогда не утруждал себя управлением своим имуществом и поручил это племяннику. К моменту окончания этим самым племянником колледжа от состояния не осталось ни цента. Дядя Джулиус обвинял Висли в коварстве, называя его бессовестным мошенником. Висли не был мошенником, он просто не знал, куда девались деньги. В средней школе Висли был одним из худших учеников и страстно завидовал лучшим. Жизнь в колледже научила его, что завидовать им вовсе незачем. После окончания обучения он начал работать в рекламном отделе одной компании, производившей совершенно бесполезное удобрение для кукурузы. Товар пошел очень бойко, и Висли поднялся почти до начальника отдела. Потом, уйдя из этой фирмы, он рекламировал средство от облысения, патентованные бюстгальтеры, мыло, безалкогольные напитки, а позже, став в автомобильном концерне вице-президентом по рекламе, — автомобили. Он пытался продавать их так же, как и удобрение. Но автомобили не покупали. Он оправдывал свои неудачи недостатком средств на рекламу. Реардэну его рекомендовал президент концерна. Реардэн ввел его в Вашингтон, тот самый Реардэн, который не знал, по каким критериям расценивать деятельность своего представителя в столице. Джеймс Таггарт помог Маучу попасть в Отдел экономического планирования и национальных ресурсов — платой стало предательство. Висли предал Реардэна, чтобы помочь Орену Бойлу, который, в свою очередь, помог уничтожить Дэна Конвэя. С тех пор он продвигался вверх с помощью людей, считавших, как и дядя Джулиус, что посредственность надежнее всего. Людям, сидевшим вокруг его стола, основательно вбили в голову, что закон причин и следствий — сущий пережиток и что в конкретной ситуации надо действовать, не думая о причинах ее возникновения. И, сообразуясь с конкретной ситуацией, они пришли к выводу, что Висли Мауч человек в высшей степени компетентный и сведущий, поскольку он, один из миллионов стремящихся к власти, сумел ее достичь. Им не Дано было понять, что Висли Мауч просто-напросто ноль, оказавшийся в точке пересечения сил, направленных на взаимное уничтожение.

Profile

grinnie: (Default)
grinnie

January 2017

S M T W T F S
12345 67
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 5th, 2026 09:27 am
Powered by Dreamwidth Studios